
"ВОСПИТАНИЕ ДЕВОЧКИ В АДЫГСКОЙ СЕМЬЕ" В рамках реализации проекта РИП " В каждой школе этноклас в МБОУ "СОШ а.Хабез имени Арашукова Р.Р." по модулю учебного предмета "Русская литература" в 8"Б" этноклассе прошёл урок на тему " Воспитание девочки в адыгской семье".
1. Познакомить с удивительными обычаями и методами воспитания девочек в черкесских семьях;
2. Показать насколько важно поведение девочки в разных ситуациях жизни.
Задачи:
-создать условия для повышенного интереса к воспитанию девочек в черкесских семьях.
-пробудить интерес к искусству воспитания девочек в семьях наших предков.Вся жизнь адыгов строилась на нормах Адыгэ Хабзэ. Воспитание девочек у черкесов было особое.На них не повышали голоса и обращались добрыми наставлениями и советами. Такое отношение воспитывало в них чуткость, заботливость, терпение. С малых лет девочек воспитывали через игры: "унэ-унэ" ,"гуащэ-гуащэ", "хьэщ1э-хьэщ1э". Они были связаны с домашними делами, которые имели поучительный характер были призваны приучать к красивым манерам, сдержанности, уважению к старшим.
Старшие женщины обучали девочек красноречию, ясно выражать свои мысли, изящно держать себя на людях. Так же красивым манерам учили с малолетства: они должны были стоять ровно, ноги плотно прижаты друг к другу .Девочек рано начинали одевать нарядно ,приучали уделять внимание своей внешности: чистоте, опрятности в одежде, в украшениях.
Вывод:
Так прежде всего девочек учили адыгскому этикету.Они должны были знать все тонкости обхождения со старшими и сверстниками ,быть отзывчивыми, мягкими в обращении, тактичными. В девочке ценили ум. Было высшей похвалой ,если о девочке говорили, что она умеет расположить к себе людей. Из всего следует отметить, что особенностью кавказского воспитания девочки является строгий контроль старших,чтобы она не подвергла себя опасности по неопытности, не стала бы ленивой, не испортилась бы в моральном плане. Поэтому великий поэт и мастер художественного Михаил Юрьевич Лермонтов описал так ярко грациозность, плавность, живой ум Белы в романе "Герой нашего времени", восхищаясь традициями и обычаеми кавказских народов.
А Мухадин Бемурзов,черкесский национальный поэт, посвятил свое стихотворение "Пщащэ нэсым", замечательным качествам черкешенок.
Вывод:
Девочки сделали для себя выводы и сделали акцент на то, что девочки сейчас воспитываются в другом мире, где поменялись не только предметы быта, но и образ жизни полностью.
Надо вернуть потрясающее обояние,грациозность, целомудренность в горных селениях, живой ум сделали черкешенок идеалом во всём мире.