
В рамках реализации проекта РИП «В каждой школе этнокласс» в МБОУ «СОШ а. Хабез имени Арашукова Р.Р.» по модулю учебного предмета химия в 8 «б» этнографическом классе прошел урок по теме: «Витамины».
Цели:
-обобщить знания учащихся о витаминах, раскрыть важнейшую роль витаминов для здоровья человека;
-расширить кругозор учащихся;
- выявить педагогические условия формирования положительного отношения обучающихся к родному (черкесскому) языку, как объединяющему человеческому началу, в процессе преподавания предмета химии.
Задачи:
-расширить представления учащихся об истории открытия витаминов;
-обобщить имеющиеся знания о важнейших представителях витаминов;
-показать значимость витаминов для здоровья человека;
-прививать учащимся культуру здорового образа жизни, используя полученные на уроке знания о витаминах;
-развитие коммуникативных навыков;
-осуществление межпредметных связей;
-исследовать возможности увеличения языкового самосознания и культурных потребностей через определенные формы заданий учащимся на уроках химии.
Для осуществления этих задач нами проведен анализ содержания программного материала по химии, найти привязки к родному (черкесскому) языку, звукопроизношения в словах, определены формы работы и задания, которые должны выполнять учащиеся, а также особенности личности ученика.
Мы пользовались следующими основными измерителями:
-иметь представления и витаминах, обладающих чудесными свойствами предупреждать и излечивать тяжелые болезни;
-развитие функциональной грамотности;
-мотивация к изучению черкесского зыка.
Нами также предложена система взаимопроникновения и переплетения черкесского языка и урока химии.
Дети с интересом демонстрировали владением терминологией на родном (черкесском) языке, проводили опыты по обнаружению витаминов, названия витаминов и их содержание в различных продуктах на русском, черкесском языках.
Благодаря этому уроку заметно увеличился словарный запас детей в использовании терминов по химии.
Выводы:
-витамины – это незаменимые пищевые вещества, жизненно необходимые человеку, которые не синтезируются самим организмом их организм должен получать из пищи;
-витамины необходимы человеку в очень малых дозах, но ежедневная физиологическая потребность в них постоянна и абсолютна;
-при дефиците хотя бы одного витамина могут наблюдаться тяжелые последствия для человека;
-увеличился объем прочитанной школьниками информации (включая словари на черкесском языке, терминологические словари по химии, информация, взятая из интернета);
-накоплен банк заданий, позволяющих проводить интегративные взаимосвязи с родным языком.
Соответственно, проведенная работа показала, что решение задачи интегрирования с черкесским языком возможно при любых формах организации учебного процесса, при объяснении нового материала, при проверке и его закреплении. Активация учителем познавательной деятельности учащихся приводит к закономерному явлению - от творчески развивающегося учителя (от самопознания к самореализации) к творчески саморазвивающемуся ученику.