
В рамках реализации проекта РИП «В каждой школе этнокласс» в МБОУ «СОШ а. Хабез имени Арашукова Р.Р.» по модулю учебного предмета Химия в 8 «б» этнографического класса прошел урок по теме: «Цветные химические элементы».
Цели:
-формировать комплексное представление о многообразии химических веществ;
-расширить кругозор учащихся;
-познакомить их с многообразием цвета;
-повысить интерес к предмету химии;
- выявить педагогические условия формирования положительного отношения обучающихся к родному (черкесскому) языку, как объединяющему человеческому началу, в процессе преподавания предмета химии.
Задачи:
-закрепление в процессе практической деятельности теоретических знаний, полученных на уроках химии;
-вовлечение в словарный запас химических слов и выражений;
-развитие коммуникативных навыков;
-осуществление межпредметных связей;
-исследовать возможности увеличения языкового самосознания и культурных потребностей через определенные формы заданий учащимся на уроках химии.
Для осуществления этих задач нами проведен анализ содержания программного материала по химии, найти привязки к родному (черкесскому) языку, звукопроизношения в словах, определены формы работы и задания, которые должны выполнять учащиеся, а также особенности личности ученика.
Мы пользовались следующими основными измерителями:
-иметь представление и цветах химических элементов;
-развитие функциональной грамотности;
-мотивация к изучению черкесского зыка.
Нами также предложена система взаимопроникновения и переплетения черкесского языка и урока химии.
Дети с интересом демонстрировали владением терминологией на родном (черкесском) языке. Умело перечисляли названия химических элементов и их цвета на русском, черкесском языках и с интересом рассматривали образцы химических элементов.
Благодаря этому уроку заметно увеличился словарный запас детей в использовании терминов по химии.
Нами получены следующие результаты:
-увеличился объем прочитанной школьниками информации (включая словари на черкесском языке, терминологические словари по химии, информация, взятая из интернета);
-накоплен банк заданий, позволяющих проводить интегративные взаимосвязи с родным языком.
Соответственно, проведенная работа показала, что решение задачи интегрирования с черкесским языком возможно при любых формах организации учебного процесса, при объяснении нового материала, при проверке и его закреплении. Активация учителем познавательной деятельности учащихся приводит к закономерному явлению - от творчески развивающегося учителя (от самопознания к самореализации) к творчески саморазвивающемуся ученику.