
Цели:
-познокомить учащихся
с развитием хозяйства, какие происходили изменения в социальных отношениях адыгов
-расширить кругозор учащихся;
- выявить педагогические условия формирования положительного отношения обучающихся к родному (черкесскому) языку, как объединяющему человеческому началу, в процессе преподавания предмета истории.
Задачи:
-расширить представления учащихся об истории своего народа;
-обобщить имеющиеся знания о своём народе и его происхождении;
-прививать учащимся культуру и образа жизни, своего народа;
-развитие коммуникативных навыков;
-осуществление межпредметных связей;
-исследовать возможности увеличения языкового самосознания и культурных потребностей учащимся на уроках истории.
В рассматриваемое время среди адыгов господствовали раннефеодальные отношения, характеризовавшиеся наличием господствующих и эксплуатируемых классов - сословий.
Нами также предложена система взаимопроникновения и переплетения черкесского языка и урока истории.
Выводы:
На этом уроке дети узнали, что Социально-экономические привилегии обеспечивали пши и господствующую политическую власть. Пши со своим уделом, населенным зависимыми от него орками и крестьянами различных степеней и категорий, играл во второй половине XVIII века важнейшую роль в жизни адыгских народов Закубанья. Используя свое право наделять подвластных "орктыном" ("дворянский дар"), куда входили земля, верховой конь, огнестрельное и холодное оружие, а также другие дорогие вещи, пши комплектовал, а затем и обновлял придворный персонал, а также военную дружину, опираясь на которых он и поддерживал свое господство.
Соответственно, проведенная работа показала, что решение задачи интегрирования с черкесским языком возможно при любых формах организации учебного процесса, при объяснении нового материала, при проверке и его закреплении. Активация учителем познавательной деятельности учащихся приводит к закономерному явлению - от творчески развивающегося учителя (от самопознания к самореализации) к творчески саморазвивающемуся ученику.