
Цели:
-формировать комплексное представление о феодалах;
-расширить кругозор учащихся,что на вершине феодальной лестницы адыгского общества находились князья. У черкесов они назывались ПЩЫ;
-повысить интерес к предмету истории;
- выявить педагогические условия формирования положительного отношения обучающихся к родному (черкесскому) языку, как объединяющему человеческому началу, в процессе преподавания предмета истории.
Задачи:
-закрепление в процессе практической деятельности теоретических знаний, полученных на уроках истории;
-развитие коммуникативных навыков;
-осуществление межпредметных связей;
-исследовать возможности увеличения языкового самосознания и культурных потребностей через определенные формы заданий учащимся на уроках истории.
Для осуществления этих задач нами проведен анализ содержания программного материала по историии, найти привязки к родному (черкесскому) языку, звукопроизношения в словах, определены формы работы и задания, которые должны выполнять учащиеся, а также особенности личности ученика.
Мы пользовались следующими основными измерителями:
-иметь представление о феодалах и феодальных лестницах;
-развитие функциональной грамотности;
-мотивация к изучению черкесского зыка.
Нами также предложена система взаимопроникновения и переплетения черкесского языка и урока истории.
Дети с интересом демонстрировали владением терминологией на родном (черкесском) языке. Умело отвечали на русском и черкесском языках и с интересом рассматривали презентации.
Благодаря этому уроку заметно увеличился словарный запас детей в использовании терминов по истории.
Нами получены следующие результаты:
-увеличился объем прочитанной школьниками информации (включая словари на черкесском языке, терминологические словари по истории, информация, взятая из интернета);
-накоплен банк заданий, позволяющих проводить интегративные взаимосвязи с родным языком.
Соответственно, проведенная работа показала, что решение задачи интегрирования с черкесским языком возможно при любых формах организации учебного процесса, при объяснении нового материала, при проверке и его закреплении. Активация учителем познавательной деятельности учащихся приводит к закономерному явлению - от творчески развивающегося учителя (от самопознания к самореализации) к творчески саморазвивающемуся ученику.