
Лексика-один из самых интересных разделов в языкознании всех народностей, она изучает словарный состав языка, богатства, накопленные всеми многочисленными поколениями наших предков, богатства, которые приумножает новое поколение.
Цель и задачи:
-показать лексико-семантическое родство русско-черкесского языка;
-помочь учащимся установить признаки родства данных языков;
-представить слово как единство лексического и грамматического значений;
-показать различные способы выражения лексических значений слов.
Слова каждого языка образуют систему. А взаимосвязь различных сторон языка находит свое отражение в грамматическом строе и в лексике. Словарный запас помогает выражать наши мысли, показывает порядок отдельных частей языковой системы, поэтому организация лексики важна в процессе общения.
В зависимости от своего лексического значения все слова делятся на группы.Такое деление есть практически во всех языках. В частности, и в русском, и в черкесском много слов синонимов. Это близкие по значению, но разные по написанию слова.Они нужны для того, чтобы не повторяться и сделать речь более насыщенной и яркой.Чем больше знаем, тем точнее выражаем свои мысли.Например, деревня-село; большой-огромный( на русском языке); кьуажэ-жылэ; ин-п1ащэ(на черкесском языке).
Для противопоставления друг другу предметов, признаков, действий используются антонимы.Как и синонимы антонимы используются для большей выразительности.
Например, большой-маленький, высокий-низкий, сладкий -кислый (русский язык); ин-цlыкlу,лъагэ-льахъшэ, lэфl-гуащlэ (на черкесском языке).
И в русском, и в черкесском языках встречаются слова, которые и пишутся, и звучат одинаково, но не имеют ничего общего в лексическом значении.Такие слова называются антонимами.
Например,шишка на лбу-шишка еловая, киви-фрукт, киви -птица (русские слова); гу(телега)-гу(сердце),хы(океан)-хы(цифра),къуэ(сын)-къуэ(ущелье).
Язык любого народа богат,выразителен и замечателен,поэтому нужно умело,грамотно использовать его.
Выводы:
-на уроке были рассмотрены виды системных отношении в лексике и функции, которые выполняют синонимы, антонимы, омонимы;
-было отмечено,что обогатилась лексика черкесского языка под влиянием русского языка;
-установили специфику каждой из составных частей лексико - семантической системы русского языка.
Полученные результаты:
-появилось желание самостоятельно заниматься языком,
анализировать,сравнивать, делать выводы,
находить и использовать в свой речи разные формы лексики,тем самым пополнять свой речевой запас.
Именно язык не даёт народу забыть себя. Все плохое приходит и уходит,а народ и его язык бессмертны.